Направлено письмо Медведеву Д.А. (копии в МинФин, МинЭкономРазвития, Роспатент) в связи с намеченной на январь 2013 г. отменой действующей авансовой системы уплаты патентных пошлин
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ «ПАЛАТА ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ» 107061, Преображенская площадь, д.6. Тел.: 499-240-22-37 www.palatapp.ru
|
_______________________________________________________________________________________________
Исх. № 011212 25 декабря 2012 г. |
Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А. |
копия: 1) Министерство финансов РФ;
2) Министерство экономического развития;
3) Федеральная служба по интеллектуальной
собственности.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
МОО «Палата патентных поверенных» является общественной организацией патентных поверенных, основной задачей которой является содействие их деятельности.
Зная, что Правительство Российской Федерации и Вы лично делаете чрезвычайно много для обеспечения ускоренного перевода Российской экономики на инновационные рельсы, что невозможно без современной системы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, мы хотели бы обратиться к Вам с просьбой о помощи.
Дело в том, что большинство членов нашей организации, как представители фирм патентных поверенных, так и частнопрактикующие патентные поверенные, выражают острую озабоченность в связи с намеченной на январь 2013 года отменой действующей авансовой системы уплаты патентных пошлин в связи с переходом на уплату патентных пошлин по системе, установленной Федеральным казначейством[1].
Специфика патентных пошлин, уплачиваемых за совершение юридически значимых действий при получении правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков), состоит в том, что эти действия (подача заявки на выдачу патента, подача возражения против выдачи патента и т.п.) должны быть осуществлены в кратчайшие сроки.
В настоящее время патентный поверенный или фирма патентных поверенных имеют авансовый счет в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), на котором находятся переведенные авансом, как правило, один раз в месяц, средства патентного поверенного. Патентный поверенный имеет возможность уплачивать патентную пошлину путем ее списания с данного счета одновременно с подачей заявки или возражения в Роспатент. Данная система обеспечивает возможность немедленной уплаты пошлины, что особенно важно при выполнении срочного поручения доверителя. Переход на систему казначейства, предусматривающую уплату патентной пошлины по факту банковским переводом, существенно затруднит и, следовательно, замедлит процедуру уплаты пошлины.
Обращаем Ваше внимание, что мировая практика организации патентного дела, построенного по принципу «первый во времени - первый в праве», предусматривает максимально гибкие формы уплаты пошлины, обеспечивающие беспрепятственное совершение соответствующих действий. Усложнение процедуры подачи в Роспатент заявок на выдачу патента приведет к тому, что заявки российских заявителей будут подаваться, в среднем, позднее их зарубежных конкурентов. Поскольку приоритет изобретения устанавливается по дате подачи первой заявки, то отечественные изобретатели окажутся в худшем положении по сравнению с иностранными конкурентами. Проигрыш в сроках подачи заявки, таким образом, означает проигрыш российской стороны в международной конкурентной борьбе патентообладателей.
Не случайно, авансовая система уплаты пошлин принята в международной патентной практике. Она действует не только в национальных патентных ведомствах, например в США, но и в международных организациях: воВсемирной организации интеллектуальной собственности, в Европейском патентном ведомствеи Евразийском патентном ведомстве.
Необходимо также отметить несогласованность новой платежной системы с планами Роспатента по переходу на современную электронную систему подачи заявок на выдачу патента.
Кроме того, новая система уплаты патентных пошлин приведет к необходимости усиливать бухгалтерские подразделения фирм патентных поверенных, что отразится на стоимости оказываемых патентных услуг. От этого пострадают, прежде всего, рядовые российские изобретатели и малые предприятия, для которых стоимость услуг патентных поверенных и размер патентных пошлини так являются достаточно высокими.
Отдельно хотели бы отметить, что вопросы перехода на новую систему уплаты пошлин не согласовывались с ее будущими пользователями – патентными поверенными, а сообщение об изменении системы было сделано, на наш взгляд, в чрезмерно короткие сроки. Полагаем, что с учетом чувствительности подобных нововведений для патентных поверенных и, как следствие, для их доверителей, данные вопросы заслуживают того, чтобы их предварительно согласовывали с представителями общественных организаций патентных поверенных.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас дать поручение о дополнительной проработке вопроса о целесообразности отказа от действующей системы уплаты патентных пошлин.
В случае если отмена такого перехода принципиально невозможна, просим Вас дать указание об обеспечении постепенности перехода на новую систему во избежание срывов в работе, чреватых потерей прав приоритета для российских изобретений.
С уважением,
Президент МОО «Палата патентных поверенных» А.В.Залесов
Приложение: Копия свидетельства о регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ в отношении
МОО«Палата патентных поверенных» (на 2 листах)
[1] Утвержденные Приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. N 252 ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ПО УЧЕТУ НАЧИСЛЕНИЙ И ФАКТОВ ОПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОШЛИН, ДЕНЕЖНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ШТРАФОВ) И СБОРОВ