Концепция проекта изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ. Документ включает Концепцию и основные положения с комментариями.
Данный текст Концепции проекта изменений в Федеральный закон «О патентных поверенных» разработан Советом МОО «Палата патентных поверенных» в качестве предварительного.
Совет МОО «Палата патентных поверенных»
Концепция внесения изменений в федеральный закон «О патентных поверенных»
Реализация стоящих перед Россией задач перехода на инновационный тип экономики требует качественного скачка в подходах к созданию, защите и использованию интеллектуальной собственности. Необходимо обеспечить максимальную правовую охрану новым отечественным разработкам и эффективную их коммерциализацию.
Необходимым условием создания в России экономики, основанной на эффективном использовании интеллектуальной собственности, является существенное повышение количества, качества и доступности услуг в сфере интеллектуальной собственности, а именно информационно-технической и правовой помощи российским гражданам и организациям по определению объема возможной охраны объектов, составлению заявок, делопроизводству по ним, поддержанию интеллектуальных прав и их защите в случае оспаривания и нарушения.
Во всем мире в условиях рыночной экономики данный вид деятельности осуществляется, в основном, профессионалами, именуемыми, в зависимости от страны, патентными поверенными, патентными адвокатами или патентными агентами. При этом везде данные лица наделены определенным правовым статусом, позволяющим им успешно вести свою деятельность, в том числе в абсолютном большинстве стран с рядом эксклюзивных полномочий и механизмами профессиональной ответственности.
Таким образом, мы полагаем, что решение задачи повышения качества и доступности услуг в России в сфере интеллектуальной собственности можно обеспечить, главным образом, путем успешного развития отечественного института патентных поверенных, как исторически сложившегося и соответствующего мировым стандартам института профессиональных советников и независимых представителей в области интеллектуальных прав.
Полагаем, что совершенствование института патентных поверенных с учетом интересов российского общества необходимо осуществлять по следующим направлениям:
1)увеличение количества практикующих патентных поверенных;
2)наделение патентного поверенного совокупностью прав и гарантий, необходимых для успешной работы;
3)постоянное совершенствование квалификации поверенных;
4)введения единых стандартов качества помощи, оказываемой поверенным;
5) установление определенной личной профессиональной ответственности за оказываемую помощь;
6)установление определенных обязательств сообщества патентных поверенных по развитию института научно-технического творчества в России, в том числе путем создания механизмов безвозмездной первичной помощи малоимущим гражданам России, занимающимся изобретательством;
7)расширение деятельности патентных поверенных в возможно большем числе регионов Российской Федерации.
При этом интересы лиц, нуждающихся в помощи патентного поверенного, заключаются в гарантиях ее получения качественно и с обеспечением необходимых требований, в том числе важны:
1)конфиденциальность (фактическая и обеспеченная законом тайна изобретателя и иных доверителей);
2)гарантированное качество, в частности, консультаций по правильному выбору объекта, определению объема охраны и составлению заявки, надежность при ведении делопроизводства (своевременная подача заявки, соблюдение сроков ответа, уплаты пошлин);
3)сохранность передаваемых документов и материалов;
4)доступность, в том числе территориально, в различных субъектах РФ;
5)снижение стоимости профессиональной помощи при обеспечении требуемого качества (за счет увеличение числа практикующих поверенных, развития их деятельности в регионах и повышения конкуренции).
Существующая в настоящее время в Российской Федерации ситуация, когда профессиональную помощь по указанным выше направлениям может оказывать любое лицо, зачастую не имеющее подтвержденной квалификации, хотя, в полной мере отвечает принципам свободы предпринимательства, но не гарантирует (даже в минимальном объеме) качество оказываемых услуг.
То, что существующий порядок не гарантирует не только качества, но и доступности услуг подтверждается статистикой постепенного, но неуклонного сокращения удельного количества заявок из отдаленных регионов России. При этом следует указать, что затраты лица, осуществляющего деятельность патентного поверенного, не аттестуясь и не регистрируясь в качестве патентного поверенного (без использования словосочетания «патентный поверенный») ниже, чем затраты аттестованного и зарегистрированного патентного поверенного, что создает у такого лица необоснованные материальные преимущества.
Действующее на настоящий момент законодательное регулирование деятельности патентного поверенного (федеральный закон «О патентных поверенных») не наделяет его каким-либо правами в сравнении с такими иными практикующими лицами, при этом накладывает на него некоторые ограничения (не являющиеся в полном смысле стандартами профессии), характер ограничений недостаточно четко определен, что может привести (и приводит) к неоднозначности толкования. Законодательство предусматриваем профессиональную ответственность поверенного (вплоть до приостановления статуса) по результатам рассмотрения жалоб доверителя на любые нарушения, в том числе в гражданско-правовой, а не в профессиональной сфере, что некорректно смешивает профессиональную и гражданско-правовую ответственность.
Фактически закон предлагает единственное «священное» право патентного поверенного – именоваться патентным поверенным при ведении соответствующей деятельности. Действительно, некоторый престиж такой подход обеспечивает, но его практическая ценность весьма незначительна.
Также очевидно, что простое введение полноценных обязательных стандартов качества в профессии (даже на минимальном уровне) без существенного повышения правового статуса и привлекательности деятельности патентного поверенного, будет способствовать сокращению числа практикующих поверенных, так как значительное число профессионалов будет выбирать менее обременительную экономически деятельность без соответствующих обязательств и требований к качеству.
Введение единых стандартов профессии требует создания единой организации, в ведении которой будут, в том числе, задачи по разработке стандартов и контролю за их соблюдением. В мировой практике такие функции выполняют соответствующие палаты патентных поверенных. Единство организации не исключает создание региональных (окружных) палат, в полной мере учитывающих региональные особенности России и может быть реализовано на принципах совместного ведения и регулирования
Стандарты профессиональной помощи необходимо тщательно разработать и одобрить всем сообществом практикующих патентных поверенных с тем, чтобы они являлись общепризнанным.
Действительно, единые стандарты профессиональной помощи особенно важны для патентных поверенных, осуществляющих свою деятельность в качестве советников и представителей для неограниченного круга клиентов и, даже в большей степени, для их клиентов (как некоторая гарантия качества). Вместе с тем, патентные поверенные, работающие на предприятии, больше ориентированы на нужды своего работодателя и подчиняются внутреннему распорядку своего предприятия, в связи с чем соблюдение ими стандартов не является столь необходимым. В этой связи целесообразно установить раздельный режим отношения к стандартам для патентных поверенных, занимающихся разными видами деятельности. Также патентные поверенные предприятий обычно не нуждаются в страховании своей профессиональной ответственности.
Тенденциями законодательной деятельности последних лет является стремление Российского государства делегировать часть функций по регулированию профессиональной деятельности сообществам профессионалов. В качестве примера следует привести законодательство о саморегулировании, действующее в ряде отраслей, а также специальное законодательство, предусматривающее элементы саморегулирования в деятельности адвокатов и нотариусов.
Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным дополнить и изменить действующий федеральный закон «О патентных поверенных» (сохранив его структуру) рядом положений, в соответствии с указанными ниже направлениями:
1. Повышение правового статуса поверенного и наделение его правами, необходимыми для успешной защиты интересов доверителя
1.1.Определение деятельности патентного поверенного.
Полагаем необходимым четко определить деятельность патентного поверенного, через характер работы и ее направления. Также предполагаем необходимым ввести эксклюзивное право представления интересов по соответствующим вопросам перед Роспатентом (аналогичное право сохраняется за адвокатом). Это не ограничивает право юридического или физического лица действовать самостоятельно (когда документы в Роспатент подписывает руководитель юридического лица или само физическое лицо-заявитель или патентообладатель), но предусматривает необходимость использовать патентного поверенного (или адвоката, что предусмотрено иным законом) в случае привлечения к участию в деле представителя:
«2. Деятельностью патентного поверенного является квалифицированная юридическая и информационно-техническая помощь по вопросам, связанным с созданием объектов интеллектуальных прав, получением, поддержанием и оспариванием их правовой охраны, защитой интеллектуальных прав и связанных с ними интересов в случае их нарушения, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус патентного поверенного в порядке, установленном настоящим федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители), постоянно проживающим (для граждан) или имеющим место нахождения (для юридических лиц) в Российской Федерации и за ее пределами.
Деятельность адвоката, получившего статус патентного поверенного, является адвокатской деятельностью, при этом на адвоката распространяются положения настоящего федерального закона в части, не противоречащей законодательству, регулирующему адвокатскую деятельность.
3. При осуществлении своей деятельности патентный поверенный представляет доверителей, в том числе в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, других государственных и муниципальных органах, в суде, а также общественных объединениях и иных организациях.
Представительство перед федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по вопросам получения правой охраны на объекты интеллектуальных прав, ее поддержания и оспаривания осуществляется только патентным поверенным, если законом или международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное».
1.2. Дополнительные правомочия патентного поверенного, необходимые в работе:
Право на запрос:
«запрашивать у государственных и муниципальных органов и иных организаций сведения по предмету деятельности патентного поверенного, в том числе об администраторах доменных имен от регистраторов доменных имен. Запрашиваемые органы и организации обязаны выдать патентному поверенному запрошенные им сведения не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса, за исключением случаев, предусмотренных законом»;
Право выступать медиатором:
«участвовать в разрешении спора по предмету деятельности патентного поверенного в качестве медиатора в установленном законом порядке»;
Право на доступ к государственным информационным ресурсам:
«Патентный поверенный при осуществлении своей деятельности имеет право пользоваться доступом к информационным системами федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и подведомственных ему организаций, в которых регистрируются объекты прав и отражается делопроизводство по ним, а также доступом к государственным информационным системам учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. Порядок предоставления такого доступа определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное регулирование в сфере интеллектуальной собственности. »
Право быть указанным в качестве адресата по делопроизводству (ответственный патентный поверенный)
«При наличии поручения от соответствующего заявителя или правообладателя патентный поверенный может внести сведения о себе как об ответственном представителе в государственный реестр объекта прав (ответственный патентный поверенный). В дальнейшем при необходимости обращения к заявителю или правообладателю федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет ответственного патентного поверенного. Процедурой уведомления ответственного патентного поверенного может воспользоваться также иной государственный орган или суд, рассматривающий спор по объекту прав. Заблаговременное уведомление ответственного патентного поверенного считается уведомлением заявителя или правообладателя, пока не установлено иное. Ответственный патентный поверенный обязан предпринять необходимые действия по уведомлению заявителя или правообладателя даже в случае истечения соответствующего поручения и своих полномочий. При невозможности связаться с заявителем или правообладателем ответственный патентный поверенный обязан уведомить соответствующий орган или суд».
1.3. Введение института тайны патентного поверенного. Правовая защита от требований разглашения, в том числе исходящих от правоохранительных органов. Повышение защищенности от необоснованного возбуждения уголовного дела в отношении патентного поверенного при спорах, вытекающих из его деятельности:
«Любые сведения, связанные с получением и выполнением поручения патентным поверенным, являются тайной патентного поверенного. Патентный поверенный предпринимает необходимые усилия по сохранению режима тайны патентного поверенного. Сведения, составляющие тайну патентного поверенного, могут быть истребованы у патентного поверенного, работодателя или иных лиц только судом в установленном законом порядке. Допрос патентного поверенного и работников фирмы патентного поверенного правоохранительными органами по обстоятельствам, связанным с деятельностью патентного поверенного, может быть осуществлен только с предварительного согласия суда. Возбуждение уголовного дела в отношении патентного поверенного по фактам, связанным с его деятельностью в качестве патентного поверенного, осуществляется в порядке, установленном законом для адвокатов».
1.4. Закрепление положений о простой письменной форме доверенности для патентного поверенного при ведении дел в Роспатенте и иных государственных органах.
«Полномочия патентного поверенного на ведение дел по вопросам интеллектуальной собственности с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и другими государственными и муниципальными органами удостоверяются доверенностью, выданной заявителем, правообладателем, работодателем или иным заинтересованным лицом и не требующей нотариального заверения. Для подтверждения в случае необходимости полномочий патентного поверенного федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, другие государственные и муниципальные органы могут запросить у патентного поверенного доверенность с последующим ее возвратом. Если доверенность составлена на иностранном языке, одновременно с доверенностью представляется ее перевод на русский язык.»;
Поскольку законом предусматривается достаточно широкая степень свободы патентного поверенного, необходимо предусмотреть возможность идентификации поверенного. Предусматривается использование печати поверенного (профессиональная печать, как ранее, например, у врачей) и удостоверения для идентификации поверенного перед Роспатентом, иными органами государственной власти и организациями.
«Патентный поверенный при осуществлении своей деятельности, в том числе для целей идентификации, использует печать и удостоверение патентного поверенного, выдаваемые Федеральной палатой патентных поверенных.»
1.5. Выделение патентных поверенных, представляющих интересы своего работодателя (и аффилированных с ним лиц), и частнопрактикующих патентных поверенных. На патентных поверенных, не осуществляющих представительство неограниченного круга лиц требования по страхованию (компенсации) профессиональной ответственности не распространяются. Выделение среди работодателей патентного поверенного фирму патентных поверенных, на которую накладывается ряд требований, соответствующих минимальному стандарту качества услуг (данные требования уже предусмотрены в законе, но ошибочно распространяются на любого работодателя патентного поверенного, в том числе на ВУЗ, НИИ и т.д.). Соответсвующие изменения вносятся в статью 3 закона, касающуюся форм осуществления деятельности патентных поверенных
1. Патентный поверенный вправе осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно, индивидуально занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между патентным поверенным и работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем).
2. Патентный поверенный, по своему усмотрению, может выбрать в качестве вида своей деятельности: 1) работу исключительно на работодателя, связанных с ним договорными (за исключением договоров оказания помощи или услуг патентного поверенного) или иными отношениями лиц (патентный поверенный-асессор), 2) оказание помощи неограниченному кругу лиц (патентный поверенный-представитель). О выбранном виде деятельности и его изменениях патентный поверенный уведомляет Квалификационную комиссию. На патентных поверенных, осуществляющих деятельность асессоров, требование обязательного членства в Федеральной палате патентных поверенных и обязательного участия во взаимном страховании профессиональной ответственности патентного поверенного (компенсационном фонде) не распространяются. Только работодатель патентного поверенного-представителя, а также сам такой патентный поверенный, в случае его занятия индивидуальной частной практикой, считаются фирмой патентных поверенных.
3. Фирма патентных поверенных, заключившая с заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом гражданско-правовой договор, включающий в себя условия об оказании помощи (выполнении работ, оказании услуг или представление интересов), относящихся к деятельности патентного поверенного, обязана:
1) обеспечивать надлежащее исполнение патентным поверенным, с которым у него заключен трудовой договор, соответствующего поручения и в случае его ненадлежащего исполнения применять к патентному поверенному меры дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством;
2) обеспечивать сохранность документов и материалов, получаемых от поручителя, заказчика, иных лиц в ходе деятельности патентного поверенного;
3) сообщать поручителю, заказчику о невозможности и принятия поручения или исполнения своих обязательств по гражданско-правовому договору ввиду требований настоящего закона к деятельности патентного поверенного;
4) обеспечивать условия соблюдения и сохранять тайну патентного поверенного, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Наименование "патентный поверенный" или словосочетание, включающее в себя это наименование, для индивидуализации своей деятельности вправе использовать только патентные поверенные, фирмы патентных поверенных, общественные объединения и организации патентных поверенных и Федеральная палата патентных поверенных.
1.6. Детализация института частной практики поверенного:
«1. Патентный поверенный, принявший решение осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально в качестве патентного представителя может учредить кабинет патентного поверенного.
2. Патентный поверенный направляет в Федеральную палату патентных поверенных заказным письмом уведомление об учреждении кабинета патентного поверенного, в котором указываются сведения о патентном поверенном, месте нахождения кабинета патентного поверенного, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи с патентным поверенным.
3. Кабинет патентного поверенного не является юридическим лицом. В кабинете патентного поверенного не могут оказывать помощь более одного патентного поверенного.
4. Патентный поверенный, учредивший кабинет патентного поверенного, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием кабинета патентного поверенного.
5. Соглашения об оказании помощи патентного поверенного в кабинете патентного поверенного заключаются между патентным поверенным и клиентом и регистрируются в документации кабинета патентного поверенного.
6. Патентный поверенный вправе использовать для размещения кабинета патентного поверенного жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.
7. Жилые помещения, занимаемые патентным поверенным и членами его семьи по договору найма, могут использоваться патентным поверенным для размещения кабинета патентного поверенного с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с патентным поверенным.
8. Патентный поверенный вправе осуществлять частную практику патентного поверенного без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.»;
2. Создание единой организации патентных поверенных, ее задачи и полномочия
Создаваемая единая организации патентных поверенных объединяет в обязательном порядке патентных поверенных - представителей и в добровольном порядке патентных поверенных – асессоров. Входящие в организации патентные поверенные вырабатывают стандарты профессии и кодекс профессиональной этики. На принципах самоуправления через исполнительные органы палата обеспечивает защиту интересов поверенных, соблюдение поверенными стандартов и этических норм, совместно с Роспатентом проводит аттестацию кандидатов в поверенные, в том числе с выездом в федеральные округа.
Палата не должна быть финансово обременительна для патентных поверенных. Предполагаемые обязательные ежегодные взносы не должны превышать 5000 рублей. Для патентных поверенных из регионов с невысоким уровнем удельного регионального продукта может быть установлен пониженный размер отчислений. Планируется создать фонд взаимного страхования (компенсационный фонд) деятельности поверенного, порядок выплат из которого определяется соответствующим стандартом Палаты, принимаем конференцией. Также ограничивается максимальный единовременный и ежегодный взнос в компенсационный фонд (10000 рублей и 2000 рублей, соответственно). Для патентных поверенных из регионов с более низким удельным региональным доходом должны быть установлены пониженные отчисления.
Полагаем, что членство в палате будет являться гарантией для доверителей в получении помощи, соответствующей стандарту. Для лиц, впервые приходящих в профессию, палата будет оказывать содействие в том, что они в короткий срок смогут приступить к оказанию помощи по общефедеральному стандарту. Это, безусловно, повысит значимость профессии поверенного. Это будет также способствовать развитию инвестиционной привлекательности России, так как услуги патентного поверенного будут организованы по модели, понятной большинству иностранных инвесторов.
Палата должна обладать, прежде всего, моральным авторитетом, так как она является отражением совместной воли всего сообщества поверенных, являющихся независимыми советниками и представителями. Палата не имеет права исключать патентного поверенного из своих членов. Нарушение стандартов и норм этики влечет порицание, информация о котором доступна другим членам палаты и доверителям поверенного. Вместе с тем, нарушение поверенным требований закона (в том числе это может быть установлено палатой) влечет ответственность, но через механизм рассмотрения Апелляционной комиссией и судом. Патентный поверенный может свободно выйти из членов Палаты, подав заявление или прекратив уплачивать отчисления, но тогда он должен выбрать деятельность асессора.
«Федеральная палата патентных поверенных и иные объединения патентных поверенных.
1. Федеральная палата патентных поверенных является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве патентных поверенных, осуществляющих деятельность патентных представителей и добровольном членстве патентных поверенных, осуществляющих деятельность патентных асессоров.
2. Целями Федеральной палаты патентных поверенных являются:
осуществление самоуправления патентных поверенных;
представительство и защита интересов патентных поверенных в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
обеспечение высокого уровня патентных услуг, оказываемых патентными поверенными.
3. Федеральная палата патентных поверенных является юридическим лицом.
4. Патентные поверенные вправе учреждать и участвовать в общественных организациях. Образование других организаций патентных поверенных и их органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты патентных поверенных, не допускается.
5. Федеральная палата патентных поверенных подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
6. Федеральная палата патентных поверенных не подлежит реорганизации или ликвидации.
7. Решения Федеральной палаты патентных поверенных, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех патентных поверенных, являющихся членами палаты.
8. Федеральная палата патентных поверенных может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. При этом Федеральная палата патентных поверенных не вправе осуществлять деятельность патентного поверенного, за исключением организации и оказания первичной безвозмездной помощи патентных поверенных малообеспеченным гражданами Российской Федерации. Федеральная палата патентных поверенных не вправе учреждать или становиться участником юридических лиц, осуществляющих деятельность патентных поверенных.
9. Федеральная палата патентных поверенных:
а) представляет и защищает интересы патентных поверенных, оказывает им помощь и содействие в развитии их деятельности;
б) организует повышение профессиональной подготовки;
в) утверждает кодекс профессиональной этики патентного поверенного;
г) осуществляет контроль за соблюдением кодекса профессиональной этики патентного поверенного членами палаты и совместно с федеральным органом исполнительной власти осуществляет контроль за соблюдением патентными поверенными законодательства о патентных поверенных, для чего, в частности, делегирует патентных поверенных в апелляционную комиссию;
д) разрабатывает и утверждает федеральные стандарты и правила деятельности патентных поверенных, являющихся патентными представителями;
е) организует контроль за соблюдением федеральных стандартов и Кодекса этики патентными поверенными, являющихся патентными представителями, путем формирования дисциплинарной комиссии, выбираемой на конференции. Дисциплинарная комиссия полномочна рассматривать жалобы на действия патентных поверенных от их доверителей и иных лиц. В случае установления фактов нарушения патентным поверенным стандартов и Кодекса этики Дисциплинарная комиссии вправе объявить патентному поверенному выговор или строгий выговор. В случае установления Дисциплинарной комиссией фактов нарушения обязанностей патентного поверенного установленных настоящим законом (ст. 4 п…) она вправе обратиться с представлением в Апелляционную комиссию для привлечения поверенного к ответственности, установленной настоящим законом;
ж) совместно с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности организует и проводит аттестацию кандидатов в патентные поверенные для чего, в частности, делегирует патентных поверенных в квалификационную комиссию, в том числе организует выездные аттестации в федеральных округах Российской Федерации;
з) участвует в проведении экспертиз проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к предмету деятельности патентных поверенных;
и) организует обеспечение профессиональной ответственности патентных поверенных за ущерб, нанесенный при осуществлении ими профессиональной деятельности;
к) содействует развитию системы правовой охраны изобретений в Российской Федерации, в том числе, путем оказания первичной безвозмездной помощи патентных поверенных малообеспеченным гражданами Российской Федерации, занимающихся изобретательством, путем личного приема и дистанционно. Порядок участия членов палаты и объем оказываемой безвозмездной первичной помощи устанавливаются в соответствии с принимаемыми на общем собрании (конференции) Федеральной палаты патентных поверенных положением о безвозмездной помощи патентного поверенного малообеспеченным гражданами Российской Федерации;
л) осуществляет изготовление и выдачу печати и удостоверения патентного поверенного;
м) представляет патентных поверенных к государственным наградам и почетным званиям;
н) осуществляет информационное обеспечение доступа граждан и организаций через Интернет к сведениям о деятельности патентных поверенных, их специализации и квалификации;
о) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
10. Федеральная палата патентных поверенных не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность патентных поверенных, а также в их взаимоотношения с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законом.
11. Высшим органом Федеральной палаты патентных поверенных является общее собрание (конференция) патентных поверенных. Каждый патентный поверенный обладает правом решающего голоса на общем собрании или при выборах делегатов конференции.
12. Постоянно действующим коллегиальным органом Федеральной палаты патентных поверенных является Совет, избираемый общим собранием (конференцией) патентных поверенных.
13. Единоличным исполнительным органом Федеральной палаты патентных поверенных является президент, избираемый общим собранием (конференцией) патентных поверенных.
14. Формирование, функции и полномочия высшего, исполнительных, контрольно-ревизионных и рабочих органов Федеральной палаты патентных поверенных определяются ее уставом, утверждаемым общим собранием (конференцией) патентных поверенных.
15. Федеральная палата патентных поверенных образует отделения.
15.1. Федеральная палата патентных поверенных образует отделение в каждом федеральном округе.
15.2. При наличии в одном субъекте Российской Федерации не менее 50 патентных поверенных по решению не менее двух третей патентных поверенных, проживающих в данном субъекте Российской Федерации, в данном регионе образуется региональное отделение Федеральной палаты патентных поверенных данного субъекта Российской Федерации.
15.3 Образованным в порядке, предусмотренном п.15.1 и 15.2 отделениям Федеральной палаты патентных поверенных принадлежат полномочия, предусмотренные подпунктами а, б, в, д, ж, з, и, к, л, н пункта 9 настоящей статьи.
Полномочия, предусмотренные подпунктами г, е, м реализуются отделениями и Федеральной палатой патентных поверенных совместно.
При осуществлении своей деятельности в рамках установленных законом полномочий отделения Федеральной палаты патентных поверенных при решении не менее двух третей патентных поверенных, проживающих в соответствующих регионах, вправе утверждать собственные правила, обязательные для патентных поверенных, проживающих в соответствующих регионах, которые не должны противоречить Кодексу профессиональной этики, федеральным стандартам и правилам патентных поверенных.
16. Отчисления на общие нужды Федеральной палаты патентных поверенных, а также для обеспечения установленных требований по страхованию ответственности патентного поверенного уплачиваются каждым патентным поверенным ежегодно в размере, утверждаемом общим собранием (конференцией) патентных поверенных. Ежегодное отчисление на общие нужды Федеральной палаты патентных поверенных не может превышать 5000 рублей. Первоначальный однократный взнос и ежегодный взнос в фонд взаимного страхования ответственности патентного поверенного не могут превышать 10000 рублей и 2 тысячи рублей, соответственно. Отделения Федеральной палаты патентных поверенных для осуществления своей деятельности получают часть отчислений в соответствии с решением общего собрания (конференции) патентных поверенных. В зависимости от показателей удельного валового регионального продукта общим собранием (конференцией) устанавливается пониженный размер ежегодных отчислений и взносов на страхование для патентных поверенных, осуществляющих деятельность в таких регионах.
17. Государственный̆ контроль за деятельностью Федеральной палаты патентных поверенных осуществляется федеральным органом исполнительной̆ власти по интеллектуальной собственности путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в иных формах контроля, предусмотренных федеральными законами.
18. Предметом государственного контроля за деятельностью Федеральной палаты патентных поверенных является соблюдение ею требований, установленных настоящим Федеральным законом.
19. Плановая проверка деятельности Федеральной палаты патентных поверенных проводится один раз в три года в соответствии с планом, утвержденным федеральным органом исполнительной̆ власти по интеллектуальной собственности.
20. Внеплановая проверка деятельности Федеральной палаты патентных поверенных может проводиться в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок его деятельности. Решение о проведении внеплановой проверки также принимается федеральным органом исполнительной̆ власти по интеллектуальной собственности на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, заявлений органов государственной̆ власти Российской Федерации, органов государственной̆ власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении Федеральной палатой патентных поверенных требований, установленных настоящим Федеральным законом.
21. В случае выявления нарушения Федеральной палатой патентных поверенных настоящего Федерального закона федеральный̆ орган исполнительной̆ власти по интеллектуальной собственности направляет в Федеральную палату патентных поверенных акт о выявленных нарушениях и предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано Федеральной палатой патентных поверенных в арбитражном суде»;
3. Ограничение споров, рассматриваемых Апелляционной комиссией и расширение участия в ней представителей сообщества патентных поверенных.
Планируется ограничить характер жалоб на патентного поверенного, рассматриваемых Апелляционной комиссией случаем нарушения норм закона о патентных поверенных и исключить гражданско-правовые споры с клиентом патентного поверенного из юрисдикции комиссии. Планируется, что жалобы на нарушение профессионального стандарта и кодекса этики рассматривает Дисциплинарная комиссия ФППП при этом она вправе объявить поверенному выговор за допущенные нарушения. В случае выявления нарушения поверенным требований закона о патентных поверенных Дисциплинарная комиссия вправе обратиться в Апелляционную Комиссию с представлением о рассмотрении такой жалобы.
4. Планируется увеличить присутствие патентных поверенных в Апелляционной и Квалификационной комиссиях до 50 процентов
Повышение квоты участия патентных поверенных в Апелляционной и Квалификационной комиссиях до 50 процентов обеспечивает обязательность учета мнения патентных поверенных при голосовании, требующего большинства голосов от списка членов Комиссии.