Положение об Экспертном комитете

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТНОМ КОМИТЕТЕ

Палаты ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Экспертный Комитет Межрегиональной общественной организации содействия деятельности патентных поверенных «Палата патентных поверенных» (далее по тексту соответственно «Экспертный Комитет» и «Палата патентных поверенных»), является специализированным коллегиальным органом Палаты патентных поверенных, созданным для реализации целей и осуществления деятельности, предусмотренных настоящим Положением.

1.2. Экспертный Комитет в своей деятельности руководствуется принципами добровольности участия в нём, равноправия всех его членов, законности, безвозмездности, а также гласности.

1.3. Экспертный Комитет действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Палаты патентных поверенных и настоящим Положением.

1.4. Экспертный Комитет не является юридическим лицом. Финансирование его деятельности, если таковое необходимо, осуществляется Палатой патентных поверенных.

1.5. Экспертный Комитет в рамках своей компетенции самостоятелен и независим.

 

2. ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНОГО КОМИТЕТА

2.1. Целью Экспертного Комитета является содействие правоприменительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности.

Такое содействие осуществляется посредством публичного общественного контроля со стороны профессионального сообщества патентных поверенных за принципиальным соответствием правоприменительных актов положениям действующего законодательства, бесспорным фактам и здравому смыслу.

Такой контроль осуществляется путем выражения членами Экспертного Комитета своего профессионального мнения о правоприменительном акте, принятом по конкретному делу, в той его части, в которой этим актом дается оценка конкретных объектов промышленной собственности.

Это мнение не имеет юридической силы, но может быть использовано заявителем, правообладателем, иным лицом, его патентным поверенным и другим правовым представителем для формирования правовой позиции по рассматриваемому делу. Также оно может быть использовано правоприменителем в качестве информации о профессиональной точке зрения сообщества патентных поверенных на применяемые подходы к оценке объектов промышленной собственности.

2.2. Экспертный Комитет для достижения тех целей, для которых он создан, осуществляет следующие виды деятельности:

а) рассмотрение обращений с вопросом о законности и обоснованности конкретного правоприменительного акта, принятого по делу;

б) присутствие на открытых заседаниях судов и Федеральной службы по интеллектуальной собственности по рассмотрению конкретных дел;

в) составление обзоров и обобщение судебной практики и практики Федеральной службы по интеллектуальной собственности;

г) разработка в рамках своей компетенции предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации об охране промышленной собственности.

 

3. СОСТАВ ЭКСПЕРТНОГО КОМИТЕТА

3.1. Численность Экспертного Комитета определяется Советом Палаты патентных поверенных, но не может быть менее семи членов.

3.2. Члены Экспертного Комитета избираются из числа авторитетных членов Палаты патентных поверенных, изъявивших принять участие в работе Экспертного Комитета и имеющих стаж работы патентным поверенным не менее пяти лет.

3.3. Избрание членов Экспертного Комитета осуществляется Советом Палаты патентных поверенных путем открытого голосования простым большинством голосов. Если кандидатом в члены Экспертного Комитета является член Совета Палаты патентных поверенных, то он не участвует в голосовании. В случае равенства голосов кандидат не считается избранным.

3.4. Члены Экспертного Комитета избираются на срок пять лет и могут быть переизбраны неограниченное количество раз.

3.5. Члены Экспертного Комитета тайным голосованием большинством голосов избирают из своего числа Председателя на срок пять лет. Председатель может быть переизбран неограниченное количество раз.

3.5. Досрочное прекращение полномочий члена Экспертного Комитета осуществляется Советом Палаты патентных поверенных по его собственному заявлению, а также в случае стойкой неспособности исполнять свою функцию либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

 

4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО АКТА

4.1. Любое лицо вправе обратиться в Экспертный Комитет с просьбой выразить мнение о законности и обоснованности любого правоприменительного акта по его делу, по которому он является стороной или представителем, если считает этот акт явно незаконным, необоснованным и нарушающим основные принципы оценки объектов промышленной собственности либо противоречащим бесспорным фактам и здравому смыслу.

При этом правоприменительный акт подлежит исследованию в Экспертном Комитете только в той его части, в которой он касается оценки какого-либо объекта(ов) промышленной собственности, а именно, его(их) охраноспособности или сходства с другими объектами.

4.2. Правоприменительными актами, которые подлежат исследованию в Экспертном Комитете, могут быть, в частности, следующие:

а) Решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, принятые по заявке по результатам заключения Федерального института промышленной собственности;

б) Решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, принятые по результатам заключения образованной при ней Палаты по патентным спорам;

в) Иные решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности по конкретной заявке или конкретному объекту промышленной собственности;

г) Решения Федеральной Антимонопольной Службы и ее органов по конкретному делу о недобросовестной конкуренции;

д) Решения, определения, постановления, приговоры судов.

4.3. Предметом обращения в Экспертный Комитет, однако, не могут быть следующие акты:

а) Уведомления Федеральной службы по интеллектуальной собственности по результатам рассмотрения охраноспособности заявленного объекта (т.н. предварительные отказы) и какие-либо запросы;

б) Судебные акты высших судебных инстанций страны и международных судебных органов.

4.4. Обращение должно содержать:

а) имя обратившегося, его телефон и адрес электронной почты;

б) наименование (имя) лица, которого он представляет (если он является представителем);

в) номер заявки или иного дела, по которому принят правоприменительный акт;

г) доводы, в силу которых обратившийся считает правоприменительный акт явно незаконным, необоснованным и нарушающим основные принципы оценки объектов промышленной собственности либо противоречащим бесспорным фактам и здравому смыслу.

К обращению должна быть приложена копия соответствующего правоприменительного акта, а также копия того документа патентного поверенного (его ответа, возражения, заявления, жалобы и т.п.), по результатам рассмотрения которого этот акт был принят.

4.5. Обращение должно быть представлено в Палату патентных поверенных в оригинале или по электронной почте в виде хорошо читаемых файлов формата PDF или JPG.

4.6. Поступившее обращение не позднее следующего дня после его поступления пересылается Председателю Экспертного Комитета, который в течение трёх дней назначает одного из членов Экспертного Комитета исполнителем по данному обращению и направляет ему поступившее обращение.

4.7. Исполнитель по обращению в течение трех рабочих дней после его получения от Председателя Комитета проверяет:

а) относится ли оно к компетенции Экспертного Комитета;

б) выполнены ли патентным поверенным требования к его содержанию, установленные в пункте 4.4.

В том случае, если обращение не относится к компетенции Экспертного Комитета, то патентный поверенный в указанный срок уведомляется по электронной почте о том, что его обращение не может быть рассмотрено.

В том случае, если патентным поверенным не выполнены требования к содержанию обращения, он в указанный срок уведомляется по электронной почте об этом с предложением устранить недостатки.

4.8. Обращение, которое относится к компетенции Экспертного Комитета и соответствует требованиям пункта 4.4. к его содержанию, принимается к рассмотрению и рассылается другим членам Экспертного Комитета, о чем патентный поверенный немедленно уведомляется по электронной почте.

При этом исполнитель представляет членам Экспертного Комитета своё мотивированное мнение о законности или обоснованности правоприменительного акта, по поводу которого подано обращение, а также о том, является ли он явно незаконным, необоснованным и нарушающим основные принципы оценки объектов промышленной собственности либо противоречащим бесспорным фактам и здравому смыслу.

4.9. Все члены Экспертного Комитета в течение десяти рабочих дней направляют исполнителю свое мотивированное мнение по поставленному вопросу.

4.10. В процессе оценки фактов, положенных в основу правоприменительного акта, Экспертный Комитет вправе руководствоваться только бесспорными доказательствами и бесспорными правилами оценки доказательств. В случае сомнений в существовании факта, выраженных хотя бы одним членом Экспертного Комитета, такой факт не может быть положен в основу выводов Экспертного Комитета.

4.11. Экспертный Комитет обязан воздерживаться от оценок действий обратившегося лица по защите своих интересов или интересов своего доверителя, а также от выдачи ему рекомендаций о дальнейших действиях.

Предметом оценки Экспертного Комитета является только сам правоприменительный акт и те обстоятельства, на основе которых он принят.

4.12. Решение о явной незаконности или необоснованности правоприменительного акта, по поводу которого подано обращение, может быть принято только квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов членов Экспертного комитета.

Экспертный Комитет в течение следующих двадцати рабочих дней готовит соответствующее письменное заключение с обоснованием своих выводов.

Член Экспертного Комитета, который  считает, что правоприменительный акт является законным и обоснованным, либо о том, что в нем хотя и усматривается ошибка, но он не противоречит основным принципам оценки объектов промышленной собственности, бесспорным фактам и здравому смыслу, вправе изложить свое частное мнение, которое по его желанию может быть приложено к мнению квалифицированного большинства членов Экспертного Комитета и направлено обратившемуся лицу.

Обратившееся лицо немедленно уведомляется о начале подготовки такого заключения. При этом патентному поверенному сообщается о том, что оно будет обнародовано и опубликовано.

4.13. Обратившееся лицо либо его доверитель, в интересах которого он действует, вправе в любое время до подписания заключения Экспертного Комитета отозвать свое обращение, после чего делопроизводство по нему прекращается.

4.14. Заключение Экспертного Комитета подписывается всеми его членами, составляющими квалифицированное большинство.

4.15. В рассмотрении обращения не вправе принимать какое-либо участие член Экспертного Комитета, который является лицом либо представителем лица, чьи права и интересы затрагиваются исследуемым правоприменительным актом. Об этом факте член Экспертного Комитета должен немедленно уведомить всех его членов сразу после ознакомления с поступившим обращением.

Такой член Экспертного Комитета не может быть исполнителем по обращению (п. 4.6.), не вправе выражать свое мнение об исследуемом правоприменительном акте в процессе его исследования Экспертным Комитетом (пп. 4.9 - 4.12.) и не подписывает заключение Экспертного комитета (п. 4.14.), о чем в этом заключении делается соответствующая запись.

4.16. Подготовленное заключение Экспертного Комитета направляется обратившемуся лицу в электронной копии по электронной почте, а также передается ему или его представителю в оригинале в офисе Палаты патентных поверенных. По просьбе иногороднего обратившегося лица заключение Экспертного Комитета направляется ему посредством Почты России.

4.17. Подготовленное заключение Экспертного Комитета направляется в Совет Палаты Патентных поверенных, а также размещается в соответствующем разделе интернет-сайта Палаты патентных поверенных.

При этом Совет Палаты патентных поверенных вправе:

а) выразить своё собственное одобрение на публикацию заключения Экспертного Комитета;

б) принять решение о направлении заключения Экспертного Комитета в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, в иные государственные органы и общественные организации.

 

5. ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Председатель Экспертного Комитета ведет реестр обращений, результатов их рассмотрения, а также иную отчетность, необходимую для деятельности этого Комитета.

5.2. Экспертный Комитет может быть ликвидирован по решению Совета Палаты патентных поверенных, принятому в таком же порядке, как и решение о его создании.